Евгений Александрович Евстигнеев был удивительным актером. Некоторые советские звезды редко играли в главных ролях, предпочитая эпизодические (Лев Дуров, Зиновий Гердт, многие другие).
Но были и такие, кто отказывался сниматься в эпизодах, желая быть непременно «первой скрипкой». Евстигнееву одинаково хорошо удавались как главные роли («Старики-разбойники», «Зимний вечер в Гаграх», «Собачье сердце»), так и роли второго плана («По семейным обстоятельствам», «Берегись автомобиля»).
Евгений Александрович мог блистательно сыграть даже небольшой эпизод — например, вора Ручечника. В «Место встречи изменить нельзя» пять серий, а Евстигнеев появляется на экране всего минут на 10. Но эта роль стала одним из самых ярких событий фильма.
При этом, Евстигнеев не обладал яркой внешностью, как Олег Видов или Василий Лановой. Не было у него и брутальной харизмы, как у Олега Ефремова или Армена Джигарханяна.
Многие считали Евстигнеева некрасивым, но насколько же он был обаятелен и талантлив. Однако, это обстоятельство стало роковым для Евгения Александровича и его второй жены Лилии Журкиной.
Дело в том, что Лилия сначала не планировала играть на сцене, получив диплом преподавателя. Но потом поняла, что это «не ее», закончила школу-студию МХАТ, а так как она была очень красивой женщиной, то могла со временем войти в число главных красавиц советского кино.
Журкину приняли в штат театра «Современник» — по тем временам самого модного и если можно так выразиться «продвинутого» театра столицы. Там-то Журкина и познакомилась с Евстигнеевым, который вначале показался ей страшным и старым (Евгений Александрович был старше на 11 лет).
Большую роль сыграло личное обаяние Евстигнеева — он отбил Журкину у мужа, ушел от Галины Волчек и через три года после знакомства пара поженилась.
Но это обстоятельство стало роковой для театральной карьеры Журкиной — ей пришлось уйти из театра, так как работать одновременно и с бывшей женой мужа, и с ним самим было, мягко говоря, трудновато. Впрочем, позже Лилию Дмитриевну приняли во МХАТ к Олегу Ефремову.
В истории советского театра и кино не так уж много примеров, когда муж и жена были одинаково успешны в карьере. Я бы назвал Василия Ланового и Ирину Купченко. Еще можно вспомнить Александра Абдулова и Ирину Алферову. Конечно, вы сейчас назовете Лазарева и Немоляеву, Мягкова и Вознесенскую, Миронова и Голубкину.
У Евстигнеева с Журкиной вышло так, что Евгений Александрович стал одним из самых популярных актеров в СССР, а Лилии доставались, в основном, эпизодические роли как в кино, так и в театре.
Каждому человеку требуется самореализация. Людей без амбиций совсем немного, и это уж точно не Лилия Журкина — она была моложе и красивее Евстигнеева и подчас не могла смириться, что он так удачлив в карьере, его знает весь Советский Союз, а ее нет.
К огромному сожалению, начались проблемы со здоровьем, злоупотребление спиртными напитками, и как следствие — тяжелое неврологическое заболевание. В 1986 году Лилия ушла из жизни.
Ей было всего 48 лет. Евстигнеев уже некоторое время назад начал встречаться с Ириной Цывиной, но смерть второй жены, с которой актер прожил 20 лет, «подкосила» его.
У Евгения Александровича случился второй инфаркт, ставший роковым — Евстигнеев пережил Журкину всего на 5 с половиной лет. Вот так его успешная карьера в каком-то смысле обернулась несчастьем.
Но с другой стороны, сколько талантливых актеров ушло из жизни, не дотянув даже до 70-ти! Леонов, Папанов, Миронов, Абдулов, Олег Янковский, Виталий Соломин и десятки других.
Любопытно, что Евгений Евстигнеев похоронен на Новодевичьем кладбище, а Лилия Журкина на Кунцевском. А вот к примеру Евгений Леонов упокоился рядом с женой, и Анатолий Папанов тоже. Все-таки странно порой распоряжается судьба. Но закончить хочется на оптимистической ноте.
В Нижнем Новгороде, на самой красивой площади в городе (Театральной) установлен памятник Евгению Евстигнееву. Это родина Евгения Александровича. Великий актер скромно сидит на лавочке у театра и любой может с ним сфотографироваться и вспомнить его замечательные роли.