БРЮССЕЛЬ: Высшие должностные лица Европейского союза и президент Китая Си Цзиньпин заключили в среду сделку по бизнес-инвестициям, которая откроет большие возможности для европейских компаний, но может вызвать раздражение у новой американской администрации.
На фоне озабоченности по поводу ситуации с правами человека в Китае, ЕС заявил, что продолжавшиеся семь лет переговоры были завершены «в принципе» во время видеоконференции с участием Си, президента Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен и президента Совета ЕС Шарля Мишеля.
Канцлер Германии Ангела Меркель — чья страна постоянно председательствует в ЕС — и президент Франции Эммануэль Макрон ЕС также принял участие в обсуждениях с президентом Китая.
«Мы открыты для бизнеса, но мы привязаны к взаимности, равным правилам игры и ценностям», — сказал фон дер Ляйен.
Видеоконференция запускает процесс ратификации, который займет несколько месяцев, поскольку текст соглашения все еще нуждается в юридической проверке и переводе, прежде чем он будет одобрен Советом ЕС. Для вступления в силу соглашение должно быть ратифицировано Европейский парламент, а проблема прав человека может стать камнем преткновения.
По данным ЕС, сделка была заключена после того, как Китай обязался добиваться ратификации правил Международной организации труда (МОТ) о принудительном труде.
Во вторник ЕС выразил озабоченность «ограничениями свободы выражения мнений, доступа к информации, запугиванием и слежкой за журналистами, а также задержаниями, судебными процессами и вынесением приговоров правозащитникам, юристам и интеллектуалам в Китае».
ЕС надеется, что соглашение, известное как CAI, поможет исправить дисбаланс в доступе к рынкам и создаст новые инвестиционные возможности для европейских компаний в Китае, гарантируя, что они могут на равных конкурировать при работе в стране. Компании ЕС сталкиваются с конкуренцией со стороны государственных китайских предприятий, которые могут получить государственную поддержку и более легкий доступ к финансированию.
«ЕС традиционно был намного более открыт, чем Китай, для иностранных инвестиций», — заявили в ЕС. «Это верно в отношении иностранных инвестиций в целом. Китай теперь обязуется открыться для ЕС в ряде ключевых секторов».
По данным ЕС, Китай в настоящее время является вторым по величине торговым партнером блока после США, а ЕС — крупнейшим торговым партнером Китая. Китай и Европа торгуют в среднем более 1 миллиарда евро в день.
Китай крайне важен для Германии, где такие компании, как BMW, Daimler и Volkswagen, получают значительную долю своей прибыли на крупнейшем в мире автомобильном рынке. Генеральный директор Федерации немецкой промышленности Йоахим Ланг сказал, что соглашение было «значительным шагом», но добавил, что «решающим является то, как китайское правительство на самом деле реализует эти улучшения и вступят ли в силу запланированные механизмы реализации».
Блок из 27 стран заявил, что соглашение является самым амбициозным из тех, что Китай когда-либо соглашался с третьей страной, и предоставит дополнительный доступ ко многим областям, включая сектор электромобилей и гибридных транспортных средств, а также частные больницы, телекоммуникации, облачные и финансовые услуги. , международный морской транспорт и услуги, связанные с воздушным транспортом.
Но это может вызвать напряженность в отношениях с администрацией избранного президента США Джо Байдена всего через несколько недель после того, как ЕС предложил трансатлантический диалог для решения «стратегической проблемы, создаваемой растущей международной напористостью Китая».
Однако ЕС заявил, что инвестиционное соглашение предоставит ЕС такой же уровень доступа к рынку в Китае, что и Соединенные Штаты, и настаивал на том, что сделка принесет пользу другим торговым партнерам, поскольку заставит Китай придерживаться высоких стандартов поведения.
ЕС добавил, что соглашение, которое включает положения об урегулировании споров, должно повысить прозрачность государственных субсидий Китая и сделать устойчивое развитие ключевым элементом отношений между ЕС и Китаем.
Сделка также включает четкие правила против принудительной передачи технологий, практики, при которой правительство требует, чтобы иностранные инвесторы делились своими технологиями в обмен на доступ на рынок.
.