КАБУЛ: Одна за другой, быстро, осторожно, с опущенными головами, группа афганских женщин входит в небольшой многоквартирный дом в Кабуле, рискуя своей жизнью в качестве зарождающегося сопротивления талибам.
Они собираются вместе, чтобы спланировать свой следующий бой против бескомпромиссного исламистского режима, который в августе вернул себе власть в Афганистане и лишил их мечты.
Сначала в этой группе было не более 15 активисток, в основном женщины лет 20, которые уже знали друг друга.
Теперь существует сеть из десятков женщин — когда-то студенток, учителей или сотрудников НПО, а также домохозяек, — которые тайно работали над организацией протестов в течение последних шести месяцев.
«Я спросил себя, почему бы не присоединиться к ним, вместо того, чтобы оставаться дома, в депрессии, думая обо всем, что мы потеряли», — сказал AFP 20-летний протестующий, попросивший не называть его имени.
Они знают, что такой вызов новым властям может стоить им всего.
Четверо их коллег недавно были задержаны на несколько недель, пока в воскресенье ООН не подтвердила их освобождение.
Когда талибы впервые правили Афганистаном в период с 1996 по 2001 год, они прославились нарушениями прав человека, когда женщины в основном были вынуждены оставаться дома.
Теперь, вернувшись в правительство, они, несмотря на обещание более мягкого правления, снова нарушают права женщин.
На большинстве рабочих мест существует принудительная сегрегация, в результате чего многие работодатели увольняют сотрудников-женщин, а женщинам запрещается занимать ключевые должности в государственном секторе.
Многие средние школы для девочек закрылись, а университетские учебные программы пересматриваются, чтобы отразить их жесткую интерпретацию ислама.
Преследуемые воспоминаниями о последнем режиме талибов, некоторые афганские женщины слишком напуганы, чтобы выходить на улицу, или их семьи вынуждают их оставаться дома.
Для матери четверых детей Шалы, которая попросила AFP использовать только ее имя, возвращение к такому женскому заключению является ее самым большим страхом.
Бывший государственный служащий, у нее уже отобрали работу, поэтому теперь она помогает организовать сопротивление и иногда тайком пробирается ночью, чтобы нарисовать граффити-лозунги, такие как «Да здравствует равенство», на стенах столицы страны.
«Я просто хочу быть примером для молодых женщин, показать им, что я не сдамся в борьбе», — объясняет она.
Талибы могут навредить ее семье, но Шала говорит, что ее муж поддерживает то, что она делает, и ее дети учатся на ее неповиновении — дома они репетируют песнопения, требующие образования.
Журналисты AFP посетили два собрания группы в январе.
Несмотря на риск быть арестованными и захваченными талибами или отвергнутыми своими семьями и обществом, более 40 женщин пришли на одно мероприятие.
На другом митинге несколько женщин горячо готовились к следующему протесту.
Одна активистка разработала баннер с требованием справедливости, с мобильным телефоном в одной руке и ручкой в другой.
«Это наше единственное оружие», — говорит она.
24-летний парень, попросивший не называть его имени, помог найти идеи для привлечения внимания всего мира.
«Это опасно, но у нас нет другого пути. Мы должны признать, что наш путь полон испытаний», — настаивает она.
Как и другие, она противостояла своей консервативной семье, в том числе дяде, который выбросил ее книги, чтобы помешать ей учиться.
«Я не хочу, чтобы страх контролировал меня и мешал мне говорить и говорить правду», — настаивает она.
Позволить людям вступить в их ряды — кропотливый процесс.
Ходе Хамош, опубликованному поэту и бывшему сотруднику неправительственной организации, которая организовывала семинары для расширения прав и возможностей женщин, поручено сделать так, чтобы новичкам можно было доверять.
Один из тестов, который она ставит, — это попросить их подготовить баннеры или лозунги в кратчайшие сроки — она чувствует страсть к делу в женщинах, которые быстро делают свое дело.
Другие тесты дают еще более четкие результаты.
Хода вспоминает случай, когда потенциальному активисту дали фальшивую дату и время демонстрации.
Талибы появились перед предполагаемой акцией протеста, и все контакты с женщиной, подозреваемой в доносе на чиновников, были прекращены.
Основная группа активистов использует специальный номер телефона для координации действий в день акции протеста. Позже этот номер отключается, чтобы гарантировать, что он не отслеживается.
«Обычно мы носим с собой дополнительный шарф или дополнительное платье. Когда демонстрация заканчивается, мы переодеваемся, чтобы нас не узнали», — объясняет Хода.
Она несколько раз меняла номер телефона, мужу поступали угрозы.
«Мы все еще можем пострадать, это утомительно. Но все, что мы можем сделать, — это продолжать», — добавляет она.
Активистка была одной из немногих женщин, прилетевших в Норвегию, чтобы встретиться лицом к лицу с руководством талибов в прошлом месяце вместе с другими членами гражданского общества, когда состоялись первые переговоры на европейской земле между Западом и новым правительством Афганистана.
За 20 лет, прошедших с тех пор, как талибы в последний раз были у власти, целое поколение женщин — в основном в крупных городах — стали владельцами бизнеса, получили степень доктора наук и заняли государственные должности.
Битва за защиту этих достижений требует неповиновения.
В дни протестов женщины появляются по двое или по трое, ждут возле магазинов, как обычные покупатели, а затем в последнюю минуту спешат вместе: около 20 человек скандируют, разворачивая свои транспаранты.
Быстро и неизбежно вооруженные боевики Талибана окружают их, иногда сдерживая, иногда крича и направляя оружие, чтобы отпугнуть женщин.
Одна активистка вспоминает, как ударила бойца по лицу, а другая возглавила скандирование протеста, несмотря на то, что вооруженный человек в маске направил на нее свое оружие.
Но протестовать становится все опаснее, поскольку власти подавляют инакомыслие.
Через несколько дней после встречи по планированию, на которой присутствовало AFP, боевики Талибана впервые применили перцовый баллончик против демонстрантов сопротивления, разгневанные тем, что группа покрасила белую бурку в красный цвет, чтобы отказаться от ношения полностью закрывающей одежды.
Две женщины, принимавшие участие в акциях протеста, Тамана Заряби Парьяни и Парвана Ибрагимхель, позже были арестованы в ходе серии ночных рейдов 19 января.
Незадолго до того, как ее схватили, в социальных сетях были опубликованы кадры с Парьяни, на которых видно, как она находится в бедственном положении, и предупреждают о боевиках Талибана у ее двери.
На видео Тамана кричит: «Пожалуйста, помогите! Талибы пришли к нам домой в Парван 2. Мои сестры дома».
На нем видно, как она говорит мужчинам за дверью: «Если вы хотите поговорить, мы поговорим завтра. Я не могу встретиться с вами ночью с этими девушками. Я не хочу (открыть дверь)… Пожалуйста! Помогите помогите!»
Несколько женщин, опрошенных AFP перед рейдами, которые говорили о «непрекращающихся угрозах», позже скрылись.
ООН также потребовала информацию о еще двух женщинах-активистках, предположительно задержанных две недели назад, которых правозащитники назвали Захрой Мохаммади и Мурсал Аяр.
Представитель правительства Талибана Забихулла Муджахид отрицал, что какие-либо женщины содержались под стражей, но сказал, что власти имеют право «арестовывать и задерживать диссидентов или тех, кто нарушает закон», после того как правительство запретило несанкционированные акции протеста вскоре после прихода к власти.
В воскресенье ООН заявила, что все четыре женщины были освобождены после задержания «де-факто властями» Афганистана.
Женщины учатся быстро адаптироваться.
Когда они начали движение в сентябре прошлого года, демонстрации заканчивались, как только один из участников подвергался давлению или угрозам со стороны талибов.
Хода говорит, что теперь они разработали систему, в которой два активиста заботятся о жертве, позволяя другим — и протесту — продолжаться.
Поскольку талибы препятствуют освещению протестов в СМИ, многие женщины-активистки используют свои телефоны, чтобы делать фото и видео для публикации в социальных сетях.
Контент, в котором они часто демонстративно показывают свои лица, может затем достичь международной аудитории.
«Эти женщины… должны были создать что-то с нуля», — говорит Хизер Барр из Хьюман Райтс Вотч.
«Есть много очень опытных женщин-активисток, которые много лет работают в Афганистане… но почти все они уехали после 15 августа», — добавляет она.
«(Талибан) не терпит инакомыслия. Они избивали других протестующих, они очень жестоко избивали журналистов, освещающих протесты. После этого они искали протестующих и организаторов протеста».
Барр считает, что «почти наверняка» те, кто участвует в этом новом сопротивлении, пострадают.
Отдельная небольшая женская группа сейчас пытается сосредоточиться на протестах, избегая прямой конфронтации с талибами.
«Когда я выхожу на улицу, мое сердце и тело трясутся», — сказала Вахида Амири.
33-летний мужчина работал библиотекарем. Резкая и красноречивая, она привыкла бороться за справедливость, ранее выступая против коррупции в предыдущем правительстве.
Теперь это больше невозможно, и она иногда встречает небольшой круг друзей в безопасности своих домов, где они снимают себя, проводя бдения при свечах и поднимая плакаты, требуя права на образование и работу.
Они пишут статьи и участвуют в дебатах в аудиоприложениях Clubhouse или Twitter, надеясь, что социальные сети покажут миру их историю.
«Я никогда не работала так усердно, как в последние пять месяцев», — говорит она.
Самой большой мечтой Ходы было стать президентом Афганистана, и ей трудно смириться с тем, что ее политическая деятельность теперь ограничена.
«Если мы сегодня не будем бороться за наше будущее, афганская история повторится», — сказала 26-летняя женщина AFP из своего дома.
«Если мы не добьемся своих прав, мы застрянем дома, в четырех стенах. Это то, чего мы не можем терпеть», — сказала она.
Сопротивление Кабула не одиноко. В других афганских городах, в том числе в Бамиане, Герате и Мазари-Шарифе, женщины проводили небольшие разрозненные акции протеста.
«(Талибан) стер нас из общества и политики, — говорит Амири.
«Мы можем не добиться успеха. Все, что мы хотим, — это поддерживать высокий голос справедливости, и вместо пяти женщин мы хотим, чтобы к нам присоединились тысячи».
Они собираются вместе, чтобы спланировать свой следующий бой против бескомпромиссного исламистского режима, который в августе вернул себе власть в Афганистане и лишил их мечты.
Сначала в этой группе было не более 15 активисток, в основном женщины лет 20, которые уже знали друг друга.
Теперь существует сеть из десятков женщин — когда-то студенток, учителей или сотрудников НПО, а также домохозяек, — которые тайно работали над организацией протестов в течение последних шести месяцев.
«Я спросил себя, почему бы не присоединиться к ним, вместо того, чтобы оставаться дома, в депрессии, думая обо всем, что мы потеряли», — сказал AFP 20-летний протестующий, попросивший не называть его имени.
Они знают, что такой вызов новым властям может стоить им всего.
Четверо их коллег недавно были задержаны на несколько недель, пока в воскресенье ООН не подтвердила их освобождение.
Когда талибы впервые правили Афганистаном в период с 1996 по 2001 год, они прославились нарушениями прав человека, когда женщины в основном были вынуждены оставаться дома.
Теперь, вернувшись в правительство, они, несмотря на обещание более мягкого правления, снова нарушают права женщин.
На большинстве рабочих мест существует принудительная сегрегация, в результате чего многие работодатели увольняют сотрудников-женщин, а женщинам запрещается занимать ключевые должности в государственном секторе.
Многие средние школы для девочек закрылись, а университетские учебные программы пересматриваются, чтобы отразить их жесткую интерпретацию ислама.
Преследуемые воспоминаниями о последнем режиме талибов, некоторые афганские женщины слишком напуганы, чтобы выходить на улицу, или их семьи вынуждают их оставаться дома.
Для матери четверых детей Шалы, которая попросила AFP использовать только ее имя, возвращение к такому женскому заключению является ее самым большим страхом.
Бывший государственный служащий, у нее уже отобрали работу, поэтому теперь она помогает организовать сопротивление и иногда тайком пробирается ночью, чтобы нарисовать граффити-лозунги, такие как «Да здравствует равенство», на стенах столицы страны.
«Я просто хочу быть примером для молодых женщин, показать им, что я не сдамся в борьбе», — объясняет она.
Талибы могут навредить ее семье, но Шала говорит, что ее муж поддерживает то, что она делает, и ее дети учатся на ее неповиновении — дома они репетируют песнопения, требующие образования.
Журналисты AFP посетили два собрания группы в январе.
Несмотря на риск быть арестованными и захваченными талибами или отвергнутыми своими семьями и обществом, более 40 женщин пришли на одно мероприятие.
На другом митинге несколько женщин горячо готовились к следующему протесту.
Одна активистка разработала баннер с требованием справедливости, с мобильным телефоном в одной руке и ручкой в другой.
«Это наше единственное оружие», — говорит она.
24-летний парень, попросивший не называть его имени, помог найти идеи для привлечения внимания всего мира.
«Это опасно, но у нас нет другого пути. Мы должны признать, что наш путь полон испытаний», — настаивает она.
Как и другие, она противостояла своей консервативной семье, в том числе дяде, который выбросил ее книги, чтобы помешать ей учиться.
«Я не хочу, чтобы страх контролировал меня и мешал мне говорить и говорить правду», — настаивает она.
Позволить людям вступить в их ряды — кропотливый процесс.
Ходе Хамош, опубликованному поэту и бывшему сотруднику неправительственной организации, которая организовывала семинары для расширения прав и возможностей женщин, поручено сделать так, чтобы новичкам можно было доверять.
Один из тестов, который она ставит, — это попросить их подготовить баннеры или лозунги в кратчайшие сроки — она чувствует страсть к делу в женщинах, которые быстро делают свое дело.
Другие тесты дают еще более четкие результаты.
Хода вспоминает случай, когда потенциальному активисту дали фальшивую дату и время демонстрации.
Талибы появились перед предполагаемой акцией протеста, и все контакты с женщиной, подозреваемой в доносе на чиновников, были прекращены.
Основная группа активистов использует специальный номер телефона для координации действий в день акции протеста. Позже этот номер отключается, чтобы гарантировать, что он не отслеживается.
«Обычно мы носим с собой дополнительный шарф или дополнительное платье. Когда демонстрация заканчивается, мы переодеваемся, чтобы нас не узнали», — объясняет Хода.
Она несколько раз меняла номер телефона, мужу поступали угрозы.
«Мы все еще можем пострадать, это утомительно. Но все, что мы можем сделать, — это продолжать», — добавляет она.
Активистка была одной из немногих женщин, прилетевших в Норвегию, чтобы встретиться лицом к лицу с руководством талибов в прошлом месяце вместе с другими членами гражданского общества, когда состоялись первые переговоры на европейской земле между Западом и новым правительством Афганистана.
За 20 лет, прошедших с тех пор, как талибы в последний раз были у власти, целое поколение женщин — в основном в крупных городах — стали владельцами бизнеса, получили степень доктора наук и заняли государственные должности.
Битва за защиту этих достижений требует неповиновения.
В дни протестов женщины появляются по двое или по трое, ждут возле магазинов, как обычные покупатели, а затем в последнюю минуту спешат вместе: около 20 человек скандируют, разворачивая свои транспаранты.
Быстро и неизбежно вооруженные боевики Талибана окружают их, иногда сдерживая, иногда крича и направляя оружие, чтобы отпугнуть женщин.
Одна активистка вспоминает, как ударила бойца по лицу, а другая возглавила скандирование протеста, несмотря на то, что вооруженный человек в маске направил на нее свое оружие.
Но протестовать становится все опаснее, поскольку власти подавляют инакомыслие.
Через несколько дней после встречи по планированию, на которой присутствовало AFP, боевики Талибана впервые применили перцовый баллончик против демонстрантов сопротивления, разгневанные тем, что группа покрасила белую бурку в красный цвет, чтобы отказаться от ношения полностью закрывающей одежды.
Две женщины, принимавшие участие в акциях протеста, Тамана Заряби Парьяни и Парвана Ибрагимхель, позже были арестованы в ходе серии ночных рейдов 19 января.
Незадолго до того, как ее схватили, в социальных сетях были опубликованы кадры с Парьяни, на которых видно, как она находится в бедственном положении, и предупреждают о боевиках Талибана у ее двери.
На видео Тамана кричит: «Пожалуйста, помогите! Талибы пришли к нам домой в Парван 2. Мои сестры дома».
На нем видно, как она говорит мужчинам за дверью: «Если вы хотите поговорить, мы поговорим завтра. Я не могу встретиться с вами ночью с этими девушками. Я не хочу (открыть дверь)… Пожалуйста! Помогите помогите!»
Несколько женщин, опрошенных AFP перед рейдами, которые говорили о «непрекращающихся угрозах», позже скрылись.
ООН также потребовала информацию о еще двух женщинах-активистках, предположительно задержанных две недели назад, которых правозащитники назвали Захрой Мохаммади и Мурсал Аяр.
Представитель правительства Талибана Забихулла Муджахид отрицал, что какие-либо женщины содержались под стражей, но сказал, что власти имеют право «арестовывать и задерживать диссидентов или тех, кто нарушает закон», после того как правительство запретило несанкционированные акции протеста вскоре после прихода к власти.
В воскресенье ООН заявила, что все четыре женщины были освобождены после задержания «де-факто властями» Афганистана.
Женщины учатся быстро адаптироваться.
Когда они начали движение в сентябре прошлого года, демонстрации заканчивались, как только один из участников подвергался давлению или угрозам со стороны талибов.
Хода говорит, что теперь они разработали систему, в которой два активиста заботятся о жертве, позволяя другим — и протесту — продолжаться.
Поскольку талибы препятствуют освещению протестов в СМИ, многие женщины-активистки используют свои телефоны, чтобы делать фото и видео для публикации в социальных сетях.
Контент, в котором они часто демонстративно показывают свои лица, может затем достичь международной аудитории.
«Эти женщины… должны были создать что-то с нуля», — говорит Хизер Барр из Хьюман Райтс Вотч.
«Есть много очень опытных женщин-активисток, которые много лет работают в Афганистане… но почти все они уехали после 15 августа», — добавляет она.
«(Талибан) не терпит инакомыслия. Они избивали других протестующих, они очень жестоко избивали журналистов, освещающих протесты. После этого они искали протестующих и организаторов протеста».
Барр считает, что «почти наверняка» те, кто участвует в этом новом сопротивлении, пострадают.
Отдельная небольшая женская группа сейчас пытается сосредоточиться на протестах, избегая прямой конфронтации с талибами.
«Когда я выхожу на улицу, мое сердце и тело трясутся», — сказала Вахида Амири.
33-летний мужчина работал библиотекарем. Резкая и красноречивая, она привыкла бороться за справедливость, ранее выступая против коррупции в предыдущем правительстве.
Теперь это больше невозможно, и она иногда встречает небольшой круг друзей в безопасности своих домов, где они снимают себя, проводя бдения при свечах и поднимая плакаты, требуя права на образование и работу.
Они пишут статьи и участвуют в дебатах в аудиоприложениях Clubhouse или Twitter, надеясь, что социальные сети покажут миру их историю.
«Я никогда не работала так усердно, как в последние пять месяцев», — говорит она.
Самой большой мечтой Ходы было стать президентом Афганистана, и ей трудно смириться с тем, что ее политическая деятельность теперь ограничена.
«Если мы сегодня не будем бороться за наше будущее, афганская история повторится», — сказала 26-летняя женщина AFP из своего дома.
«Если мы не добьемся своих прав, мы застрянем дома, в четырех стенах. Это то, чего мы не можем терпеть», — сказала она.
Сопротивление Кабула не одиноко. В других афганских городах, в том числе в Бамиане, Герате и Мазари-Шарифе, женщины проводили небольшие разрозненные акции протеста.
«(Талибан) стер нас из общества и политики, — говорит Амири.
«Мы можем не добиться успеха. Все, что мы хотим, — это поддерживать высокий голос справедливости, и вместо пяти женщин мы хотим, чтобы к нам присоединились тысячи».
.