ПАРИЖ: пандемия коронавируса усилилась, ускоряя переход к все более цифровому существованию технические гиганты«держите под контролем жизни миллиардов клиентов».
Правительства и пользователи с опозданием соглашаются с властью таких компаний, как Apple и Amazon, особенно в этом году, благодаря их роли во всем, от организации видеовстреч до совершения покупок для нас.
Большая часть планеты провела по крайней мере часть 2020 года в изоляции, и, поскольку западные потребители нажимали на нее Google и Facebook сотни миллионов китайских пользователей обратились к Baidu, Алибаба, Tencent или Xiaomi.
Вспышка коронавируса: живые обновления
Эти «суперзвезды» онлайн-капитализма «производили впечатление в этом мире, где так много вещей, которые казались твердыми, теперь хрупки, что они выше всего и даже непобедимы», — сказал экономист из Парижа Жоэль Толедано.
В то время как правительства тратят триллионы долларов, чтобы избежать широкомасштабных банкротств и массовой безработицы, акции этих компаний растут с января: акции Facebook выросли на 35 процентов, Amazon — на 67 процентов, а Apple — на 68 процентов.
Zoom, созданный в 2011 году калифорнийским инженером, наблюдал, как цена его акций подскочила на 600% в 2020 году, а стоимость акций Airbnb удвоилась в день IPO.
Тем временем китайские приложения, давно ограниченные местным рынком, стремительно набирают обороты в магазинах приложений по всему миру: особенно в TikTok, но также и в SHEIN для покупок одежды, а также в другой платформе для обмена видео, Likee.
Пандемия, возможно, укрепила этих высоких цифровых гигантов, но она также стимулировала призывы к регулированию конгломератов, которые продолжают расширяться за счет сотен приобретений.
«До 2017 года считалось, что преимущества, особенно с точки зрения инноваций, перевешивают ущерб», — сказал Толедано, написавший книгу о возвращении контроля у Google, Amazon, Facebook и Apple.
Однако это изменилось, поскольку теперь их обвиняют в неуплате достаточных налогов, недобросовестной конкуренции, краже медиа-контента и распространении фейковых новостей.
Европейский Союз представил амбициозный набор новых правил, чтобы подрезать себе крылья, начиная от ограничения их власти над рынком и заканчивая пресечением языка ненависти и требованиями прозрачности алгоритмов.
Извлекая уроки из прошлых неудач — запоздалых и затяжных процедур и слабых штрафов — Закон о цифровых услугах может привести к тому, что компании столкнутся с серьезными штрафами или даже запретами на рынке ЕС за нарушения.
Руководитель блока по вопросам конкуренции Маргрет Вестагер заявила, что законопроекты принесут «порядок к хаосу» в Интернете, обуздав массивных «привратников», которые доминируют на рынках.
Соединенные Штаты также принимают меры в связи с проблемами конкуренции: 9 декабря федеральные и государственные органы антимонопольного законодательства США подали иски против Facebook, пытаясь отменить приобретение Instagram и WhatsApp.
«В течение почти десятилетия Facebook использовал свое господство и монопольную власть, чтобы сокрушить более мелких конкурентов и подавить конкуренцию, и все это за счет обычных пользователей», — заявила генеральный прокурор Нью-Йорка Летиция Джеймс.
В октябре министерство юстиции и 11 штатов возбудили дело против Google, обвинив его в незаконном усилении своей монополии на поиск и рекламу в Интернете.
Тем временем в Китае власти ужесточают регулирование контента в течение нескольких месяцев и недавно объявили о новых правилах для электронной коммерции.
Резкое приостановление ноябрьского IPO гиганта онлайн-платежей Ant Group, которое, как ожидалось, должно было собрать рекордные 34 миллиарда долларов, было истолковано многими наблюдателями как удар по сектору со стороны правительства Китая.
А на прошлой неделе регуляторы рынка начали антимонопольное расследование в отношении Alibaba, материнской компании Ant, вскоре после того, как лидеры Коммунистической партии пообещали принять жесткие меры против «беспорядочного увеличения капитала».
Несмотря на общественный резонанс по поводу их неспособности обуздать дезинформацию или разжигание ненависти, среди прочего, технологические компании практически не повлияли на свою прибыль.
В США в июле около сотни рекламодателей бойкотировали Facebook на фоне движения Black Lives Matter без какого-либо серьезного экономического ущерба.
Платформы для вызова пассажиров Uber и Lyft, которые отказались принимать тысячи водителей в качестве сотрудников, как того требует закон Калифорнии, сумели убедить избирателей поддержать их на решающем референдуме в ноябре.
А во Франции Amazon обвиняют в разрушении малого бизнеса, эксплуатации своих сотрудников и продвижении чрезмерного потребления без заботы об окружающей среде — тем не менее, французское отделение компании Джеффа Безоса сделало рекордные продажи в период «черной пятницы».
Шошана Зубофф, профессор Гарвардская школа бизнеса и автор книги о «капитализме слежки» осудил продажу личных данных рекламодателям.
Выступая на заседании Европейского парламента на прошлой неделе, она сказала, что возможное приобретение Google производителя носимых фитнес-устройств Fitbit должно быть заблокировано.
«Нельзя доверять заверениям Google», — сказала она.
Однако некоторые утверждают, что в целевой рекламе нет ничего нового.
Жак Кремер, профессор Тулузской школы экономики во Франции, сказал, что это «нормально», что Facebook, Google или Twitter «используют имеющиеся у них данные для показа мне рекламы».
«Мы должны регулировать платформы, но будьте осторожны, чтобы не сделать их козлами отпущения», — сказал Кремер, который в прошлом году консультировал Европейскую комиссию по предлагаемому регулированию.
«Это невероятно творческие компании, чрезвычайно хорошо управляемые и предлагающие высокое качество обслуживания».

.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here